Ноутбучные статьи и заметки FAQ Частые вопросы по ноутбукам Характеристики ноутбуков по бренду
Новости, статьи и заметки
Апгрейд ноутбука
Внешние устройства
Порты и разъемы
Почему ноутбук греется
Оставить отзыв

Сравнение интегрированной графики Intel Arc и AMD Radeon 780M/880M

Сравнивать интегрированную графику Intel Arc с Radeon 780M и 880M можно только в контексте конкретной конфигурации — термопакета, типа памяти, ширины шины и режимов питания. Без этих вводных метрика производительности остается размытой. И Arc, и RDNA3-блоки в Phoenix/Strix Point показывают разные профили поведения даже в пределах одного TDP, особенно при ограничении скоростей памяти или снижении доступной полосы на SoC.

Архитектура Intel Arc в iGPU впервые по-настоящему вышла за пределы традиционного UHD и Iris Xe. Варианты в Meteor Lake — это 8 или 7 Xe-ядра на базе Alchemist-решений, архитектурно схожих с дискретными Arc A380, но с адаптацией под общую энергию пакета. Главная проблема — ранние версии драйверов и неустойчивость в некоторых DX9-играх. Хотя Intel внедрила переобработку DX9 через DX12-враппинг, во многих случаях это вызывает графические глитчи, особенно в старых проектах вроде StarCraft II или Fallout: New Vegas. При этом в современных API — Vulkan и DX12 — iGPU Arc показывает хорошие результаты: в Control на средне-низких настройках при 1080p стабильно держится 40–45 кадров при 28 Вт TDP, что нетипично для интегрированной графики. Основной недостаток — повышенная зависимость от пропускной способности памяти и весьма резкий фреймтайм при скачке нагрузки. Это особенно заметно в динамических сценах, где Arc перегружается слабыми контроллерами DDR5 и уходит в дросселирование.

Radeon 780M и 880M основаны на архитектуре RDNA3, но в их случае речь идет не о вырезанных версиях дискретной графики, а о специализированных интегрированных блоках с полным доступом к Infinity Fabric. 780M имеет 12 CU (Compute Unit), а 880M — 16. Это не только количественное увеличение. 880M поставляется с улучшенной работой кешей, переработанным frontend-распределением задач и ускоренной работой с SMEM (shared memory) в играх, где задействуются длинные шейдерные цепочки. Всё это напрямую влияет на стабильность кадра, а не только на номинальный FPS.

Ключевое отличие — память. В случае с AMD iGPU обращается к общей LPDDR5 или LPDDR5X, а в большинстве ноутбуков, где 780M показывает максимальный потенциал, установлены модули 6400 MT/s и выше. Это критично. В игре Cyberpunk 2077 в режиме FSR2 Quality при 900p разница между 5600 MT/s и 7500 MT/s может достигать 12–15 FPS. У Intel зависимость не менее выраженная, но контроллер памяти имеет иные тайминги доступа, и задержки могут быть выше при использовании определённых модулей Hynix или Samsung, особенно на чипсетах без расширенной поддержки Gear 2.

По стабильности работы и совместимости с играми AMD пока впереди. RDNA3 обрабатывает старые и новые API более ровно, без видимых провалов в производительности. В тех же Far Cry 6, Forza Horizon 5 или Spider-Man: Remastered, 780M чаще выдаёт плавную кривую фреймтайма при нагрузке на графику около 90%. Arc нередко уходит в microstutter, особенно если сценарий включает стриминг или параллельную запись с помощью встроенного Quick Sync. К слову, Arc интегрирован с новым медиа-блоком Xe Media Engine, поддерживающим AV1 кодирование в реальном времени, что даёт преимущества при использовании OBS или ffmpeg, но не влияет на игру напрямую.

880M в Strix Point показывает поведение, близкое к дискретной RTX 2050, если речь идёт об играх на базе Unreal Engine 4 и 5 без трассировки. Это стало возможным за счёт частот, которые могут достигать 3 ГГц на графическом ядре, при условии активного охлаждения и увеличенного PPT. Intel Arc в ультрабуках удерживает 2.2–2.4 ГГц, но уже на этом уровне перегревает участок SoC, требуя приоритета к CPU или сброса частот. Баланс мощности в Meteor Lake жёстко привязан к работе других блоков — NPU, медиакодека и ядер E/P.

Ремонт или замена компонентов при их отказе невозможны — графика интегрирована в SoC, а значит, любое аппаратное сравнение всегда будет включать и тепловую карту корпуса, и специфику охлаждения. В модели ASUS с AMD Phoenix и 780M, например, радиатор охватывает всю зону VRM и имеет контакт с GPU-чиплетом, чего нет в Intel-решениях, где чаще применяют изолированный теплоприёмник под SoC. Разница температур в играх достигает 8–10°C при равных условиях.

Драйверы AMD развиваются медленнее, но стабильнее. Intel выпускает обновления почти каждую неделю, но часть из них ломает уже работающие проекты, особенно если используется нестандартный API-шейдинг или конфигурация мультидисплея. Именно поэтому для задач, где стабильность важнее сырой производительности — 3D-моделирование, CAD, профессиональное видео — RDNA3 предпочтительнее, даже с меньшей пиковой частотой.

Intel Arc — шаг в сторону расширения возможностей, особенно в медиасфере. AMD RDNA3 — стабильный инструмент с акцентом на игровую и графическую нагрузку. У каждого решения — своя точка отказа и своя зона риска. В условиях реального использования на ультрабуках с общей мощностью до 30 Вт ни одно из решений не даст полной замены дискретной карты, но каждое позволит выйти за пределы офисной и браузерной задачи, если к нему подойти с пониманием ограничений.
генерация страницы за 0.0059 сек.